Изучив историю православных братств, существовавших после революции, члены Свято-Петровского православного братства поняли, как важно, чтобы о духовном подвиге этих людей узнали сегодня. Нам представляется важным увековечить память о тех, кто внес огромный вклад в дело укрепления Церкви в самые трудные годы, а также привлечь внимание наших соотечественников к необходимости христианского единения.


Цель и задачи

Цели: Популяризация подвига новомучеников в истории Церкви в XX веке. Возрождение исторической памяти в обществе. Привлечение внимания наших соотечественников к необходимости христианского единения и стояния за православные святыни в наше непростое время. Задачи: Установка памятника репрессированным членам православных братств Петрограда-Ленинграда на Левашовском мемориальном кладбище (Александро-Невского, Спасского, Екатерининского, Андреевского, Знаменского, Серафимовского и многих других). Всего в Петрограде к 1922 г. существовало более 30 православных братств.


О проекте

I. К 1922 году в Петрограде существовало более 30 православных братств, каждое из которых по-своему старалось поддержать церковь в трудной ситуации усиливающихся гонений.

Братство по защите святынь Александро-Невской лавры отстояло лавру от посягательств большевиков; Спасское братство устраивало в голодном Петрограде благотворительные обеды; члены Александро-Невского, Екатерининского, Андреевского и многих других православных братств делали все, чтобы Россия не погрузилась во тьму неверия и невежества. Они уделяли внимание углубленной молитве; помогали репрессированным заключенным; поддерживали уникальный Богословский институт; проводили с верующими беседы и лекции, а с детьми - занятия по Закону Божьему, отмененные в советских школах; работали в больницах и детских домах. Самоотверженную деятельность братчиков смогли прервать только прямые репрессии – аресты, ссылки, расстрелы.

Уже сегодня некоторые члены православных братств Петрограда причислены Церковью к лику святых: священномученик Лев (Егоров) — руководитель Александро-Невского братства, священномученик Иннокентий (Тихонов) — руководитель Александро-Невского братства, Кира Оболенская и Екатерина Арская — сестры из Александро-Невского братства.

Сегодня в Петербурге нет ни одного памятника членам православных братств. Нет ни одной памятной доски, ни одной улицы, названной в честь тех, кто спасал нашу Церковь в годы гонений. Мы хотим, чтобы в Петербурге появился памятник всем репрессированным членам православных братств Петрограда-Ленинграда.

Изучив историю православных братств, живших после революции, члены Свято-Петровского малого православного братства поняли, как важно, чтобы о духовном подвиге этих людей узнали сегодня. Нам представляется важным увековечить память о тех, кто внес огромный вклад в дело укрепления Церкви в самые трудные годы, а также привлечь внимание наших соотечественников к необходимости христианского единения и стояния за православные святыни в наше непростое время.

II. Известно, что под Петербургом (Ленинградом) казненных в годы советских репрессий хоронили в разных местах, не все из которых на сегодняшний день обнаружены. Наиболее известным таким местом является Левашовская пустошь (ныне — Левашовское мемориальное кладбище) — одно из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга. Здесь захоронено около 45 тысяч жертв политических репрессий 1937—1954 гг. Кладбище оставалось засекреченным до 1989 года и содержалось Ленинградским управлением госбезопасности практически в первоначальном виде. Сохранились караульное здание, сараи; на земле — колеи, пробитые и накатанные автомобилями.

Именно на этом кладбище планируется установить памятник членам православных братств Петрограда-Ленинграда, погибшим в годы советских репрессий.

III. В 2018 г. исполняется 100 лет с момента широкого возрождения в России традиции православных братств. В 1918 г. патриарх Тихон обратился к верующим с призывом «немедленно устроять союзы, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления». Его призыв стал толчком для возникновения большого количества братств - опоры патриарха и иерархии в годы гонений на Церковь. Ознакомление общества с историей православных братств крайне важно сегодня для пробуждения российского народа от духовного беспамятства.

Остается также актуальным привлечение внимания церковной общественности к братству как традиционной форме православной христианской жизни, позволяющей мирянам деятельно включаться в жизнь Церкви. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за общество в целом» (20.12.2013).

Не менее актуально сегодня формирование позитивного образа церкви на фоне настороженного отношения к ней со стороны некоторых слоев российского общества.

Сбор средств на установку памятника членам православных братств Северной столицы проводится по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия:

"Поддерживаю инициативу по увековечению памяти новомучеников и исповедников, в годы лютых гонений пострадавших в церкви Христовой, и считаю своим долгом сохранить в своем сердце их подвиг свидетельства о Христе даже до смерти."

(Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, 12.08.2014)

С другими отзывами и словами поддержки Вы можете ознакомиться здесь.


Бюджет проекта:

Сумма

Комментарий

1

700 000 руб.

Заказ, доставка и установка памятника на Левашовском мемориальном кладбище (Санкт-Петербург). Памятник будет создан из светлого гранита с мозаичной вставкой в виде расцветшего Креста, символизирующего непрекращающуюся жизнь Церкви Христовой, Глава которой Иисус Христос дает каждому надежду на воскресение. Автор проекта — художник Елена Александрова.

Итого: 700 000 руб.


К 1922 году в Петрограде существовало более тридцати православных братств, каждое из которых по-своему старалось поддержать Церковь в трудной ситуации усиливавшихся гонений. Братство по защите святынь Александро-Невской лавры отстояло обитель от посягательств большевиков; Спасское братство устраивало в голодном городе благотворительные обеды; члены Александро-Невского, Екатерининского, Андреевского и многих других православных братств делали все, чтобы Россия не погрузилась во тьму неверия и невежества. Самоотверженную деятельность братчиков смогли прервать только прямые репрессии – аресты, ссылки, расстрелы. О братской традиции в Церкви и о том, какое значение братства имеют сейчас, порталу «Приходы» рассказал Дмитрий Гасак – председатель Преображенского братства, президент Региональной общественной организации содействия духовному развитию личности «Сретение», первый проректор Свято-Филаретовского института. Началась же беседа с рассказа об идее создания необычного памятника – расцветшего креста как символа непрекращающейся жизни Церкви Христовой.

Православным братствам в течение всего ХХ века в России не устанавливали памятников. Почему Преображенское братство именно сейчас решило установить памятник репрессированным членам православных братств Петрограда-Ленинграда? Это просто частная инициатива ваших братчиков, которые проживают в Петербурге, или за этим стоит нечто большее?

– Преображенское братство именно сейчас выступает с инициативой установить памятник репрессированным членам православных братств, во-первых, потому, что уже совсем скоро, в 2018 году, мы будем отмечать столетие указа Патриарха Тихона о созидании «духовных союзов», а также столетие рождения знаменитого Александро-Невского братства в Петрограде, ставшего толчком к возникновению более чем 30 братств только в северной столице. Можно сказать, что мы будем отмечать и столетие возрождения братского движения в России.

csm_3_Dmitrii_Gasak-kh_c7c172eb19.jpg

Во-вторых, мне представляется, что вспомнить о братствах, этой древнейшей форме христианской жизни, нас заставляют не только исторические юбилеи, но и логика живого развития нынешней церковной и общественной жизни. В своем докладе на Архиерейском Соборе 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о том, что современному обществу грозит уход от христианских корней, отказ от евангельских ценностей, что равносильно «прогрессированию смертельной болезни». Но вернуть понятия «долга, самопожертвования, человеческой солидарности» в жизнь общества можно не только путем проповеди, но и путем создания таких христианских сообществ, сам строй и уклад жизни которых был бы примером возрождения этих ценностей.

Издавна для русского народа примером подлинного единства, искренней открытости и взаимопомощи, верности Богу и людям были православные общины и братства. Неслучайно еще 1862 году замечательный русский писатель Н.С. Лесков писал: «Вопрос о братствах... вопрос чисто русский и необыкновенно интересный. В симпатиях русского духовенства к братствам мы видим общее русское желание жить миром и миром стоять за себя и за брата: друг о друге, а Бог обо всех» (). Наша страна и наш народ не выживут, если не будет возрождения церковной жизни. Но возрождения Церкви не будет, если не будет возрождения в ней того общинно-братского движения, к которому призвал нашу Церковь в 1918 году святитель Тихон.

Если бы утихло общинно-братское движение в Церкви, не известно, как бы она пережила годы гонений. Это ведь прямое свидетельство действия Святого Духа в нашей Церкви. Но в истории братского движения до сих пор очень много белых пятен. Наше братство старается возрождать братскую традицию в Церкви и в опыте собственной жизни, и в изучении и выведении из забвения жизни наших предшественников, многие из которых были настоящими свидетелями, мучениками за Христа. Установка памятника – зримое свидетельство восстановления этой памяти. Поэтому мы объявили народный сбор. Не для прикрытия финансирования одним или двумя спонсорами, а действительно собираем средства на него буквально по крохам. Установка такого памятника актуальна именно усилием многих людей.

Мы надеемся, что тем, кто неравнодушен к духовной истории нашего отечества, это даст толчок и к изучению братского движения, и к возрождению опыта братской жизни в современной России.

Какую роль православные братства играли в жизни Церкви в первые послереволюционные годы?

– Конечно, в тех достижениях индустриализации и космонавтики, которые обычно вспоминают в качестве заслуг советского строя, значение братств невелико, если не считать труда репрессированных братчиков, как и других миллионов заключенных, на советских стройках. Речь не об этом. Но качество жизни народа в первую очередь определяется все же качеством взаимоотношений между людьми. И здесь мы видим картину удивительную.

В нашем Свято-Филаретовском институте студенты часто пишут работы по истории Русской Церкви в первые послереволюционные годы. Они исследуют архивы, анализируют ситуацию, складывавшуюся в разных епархиях, особенно в процессе кампании по изъятию церковных ценностей. Картина, как правило, возникает печальная. Власти быстро уничтожают или дискредитируют иерархию, отбирают имущество у приходов и монастырей, прекращают деятельность официальных церковных учреждений. В результате народ, сходив пару раз на крестный ход и получив пулеметный отпор, рассеивается. В лучшем случае возникают какие-то монашеские общины по домам, потому что монахам и монахиням просто некуда расходиться. Церковная жизнь практически парализуется, простые прихожане не находят что противопоставить агрессии и разрушению.

Но там, где людям удается соединиться в братства, ситуация возникает совсем иная. И богослужебная жизнь расцветает, и реальная взаимопомощь не прекращается, и просвещение, и передача традиции детям, и духовное образование – все продолжает существовать. Скромно, неброско, иногда потаенно, но живая христианская жизнь продолжается. И это в то время, когда нормой были поиск врагов, тотальное недоверие и доносы даже на самых близких людей.

Послереволюционные братства явили реальный духовный, культурный и гражданский потенциал Церкви и, конечно, стали духовным ответом на безбожную и бесчеловечную политику новой власти, которая стремилась разрушить все духовные связи между людьми и заменить их идеологическими конструкциями.

Решение каких задач в Церкви и обществе могут взять на себя православные братства сегодня?

Сейчас я бы не ставил вопрос таким образом и не стал бы говорить о решении каких-либо глобальных задач, т.е. о таком несколько утилитарном подходе к братской жизни. Важно не путать церковную жизнь и деятельность общественных организаций. Это разные вещи. Кроме того, начатков общинной и братской жизни в нашей Церкви пока очень немного.

Говоря о братствах, мы, прежде всего, имеем в виду важнейшее свойство Церкви, о котором Господь сказал «по тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой». Мы говорим о качестве внутрицерковных отношений между мирянами, священниками, епископами. Возрождение Церкви есть возрождение ее как союза любви. Это главное. Именно поэтому нужно всемерно способствовать собиранию братских союзов.

После этого можно говорить и о том, что, несмотря на отсутствие прямых гонений на Церковь, у православных братств и сегодня есть свои культурные, социальные и исторические задачи. Братства могут явить обществу пример неформальной консолидации на началах доверия, служения Богу и человеку, милосердия ко всем людям. Братствам, в силу своей большей открытости и динамичности, под силу взять на себя непростой труд апологии христианства перед лицом нехристианского общества; они могут помогать решать все те многочисленные общественные задачи, в которых нужно деятельное участие думающих, ответственных, преданных делу Церкви мирян.

Наконец, мне представляется, что братства могут помочь современной Церкви решить важнейшие экклезиологические, то есть домоустроительные задачи. Братская жизнь, как никакая другая, выявляет смысл и современное значение практически всех сторон богатейшей православной традиции. Всякая древняя форма наполняется содержанием, когда мы в своей повседневности воплощаем прямым и непосредственным образом слова нашего Спасителя: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

Портал ПРИХОДЫ

12.02.2016 12:15

Спасибо всем, кто в уходящем году помогал нам своим участием в проекте - финансово, репостами, молитвами и иной помощью!

Мы благодарим

Ирину Воронцову,

Алексея Канжина,

Юлию Бирюкову,

Светлану Соломатину,

Галину Громову,

Юлию Данилову,

Ольгу Семашко,

Светлану Колесникову,

Ольгу Бондареву,

Марину Цолину,

Руслана Лужинского

Людмилу Деулину,

Евгения Богданова,

Алексея Романова,

Евгению Жуковскую

и других пользователей портала Начинание.Ру.

Надеемся, что в следующем году Вы будете с нами! Слава Богу за Ваши открытые сердца!

С Новым годом и Рождеством Христовым!

30.12.2015 11:43

Уважаемые

Богдан Кравчук,

Татьяна Мухамедьярова,

Сергей Геннадьевич Кошелев,

Валерия Волкова,

Irina Bochko

и другие анонимные пользователи!

Спасибо Вам за поддержку нашего проекта!

05.12.2015 17:46

Презентация фильма «Александро-Невское братство» прошла 23 ноября в зале собраний Благовещенского кафедрального собора города Воронежа по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия.

Читать далее

26.11.2015 12:53

Благодарим всех, кто на прошедшей неделе поддержал наш проект!

Даниил Чудинов,

Larisa Savkina,

Ирина Яблочкова,

а также пользователи, пожелавшие остаться анонимными,

большое Вам спасибо!

20.11.2015 10:14

В первую неделю существования нашего проекта нам помогли:

Анастасия Наконечная

Алексей Ковинский

Наталья Адаменко

Ольга Лаврентьева

Gizdatova Karina

Юлия Марнова

и другие анонимные пользователи.

Огромное Вам спасибо!


13.11.2015 18:57




    59

    Поддержало

    57 925

    собрано из 700 000 р

    0

    Осталось

    04.05.16
    Дата завершения


    Автор проекта: Юлия Балакшина

    Вконтакте: vk.com/id166323790

    Facebook: jbalaksh

    100р или больше

    3 поддержавших

    Персональная благодарность на сайте проекта bratstvaspb.ru. За пожертвование в размере 300 рублей: благодарность на сайте + номер газеты "Кифа" в подарок (электронная версия в формате pdf)

    500р или больше

    4 поддержавших

    Благодарность на сайте. Приглашение на два лица на просветительскую лекцию в КПЦ "Покровский остров" (Санкт-Петербург). Жертвователям из других регионов - 3 номера газеты "Кифа" в формате pdf в подарок (по эл. почте). Газета выходит один раз в три недели

    1 000р или больше

    3 поддержавших

    Благодарность на сайте. Для жителей Петербурга: приглашение на уникальную авторскую экскурсию ИЛИ бесплатная полугодовая подписка на электронную версию газеты "Кифа" (в формате pdf) - на выбор. Для жертвователей из других регионов: полугодовая подписка на электронную версию газеты "Кифа". При пожертвованиях от 2,000 рублей: приглашение на два лица на просветительскую лекцию в КПЦ "Покровский остров" + приглашение на уникальную авторскую экскурсию ИЛИ годовая подписка на газету "Кифа" в формате pdf (на выбор); для жертвователей из других регионов - год подписки на электронную версию газеты "Кифа"

    5 000р или больше

    1 поддержавший

    Благодарность на сайте. Приглашение на два лица на просветительскую лекцию + приглашение на два лица на авторскую эскурсию ИЛИ годовая подписка на электронную версию газеты "Кифа" в формате pdf (на выбор) + книга в подарок из каталога интернет-магазина православной литературы PREDANIE.ORG. Для жертвователей из других регионов: годовая подписка на электронную версию газеты "Кифа" + книга в подарок из каталога интернет-магазина PREDANIE.ORG (доставим в любую точку мира)