Автор проекта: Вера Иванова
<iframe src="http://nachinanie.ru/Project/GetFrame/74696" frameborder="0" width="220px" height="420px"> </iframe>
Организация палаточного лагеря в рамках полевой экспедиции.. Участники экспедиции будут помогать в расчистке от поросли места нахождения церкви в честь Обновления храма Преображения Господня, будет восстановлена каменная ограда, окружающая обитель, выбрано место для последующего строительства часовни в честь Преподобного Макария Высокоезерского.
История пустыни
После двадцатилетней военной службы стрелец Марк Сокирин постригся в монашество в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Макарий, и много лет там подвизался. С началом церковных реформ патриарха Никона в монастырях началось смятение. Немногие поддерживали никоновы новшества, большинство монахов не хотели никаких перемен. Макарий был уже немолод, всё чаще он вспоминал родину: реку Оять, деревню Тимофеевскую, многочисленные озера, просторы… Хотелось спокойствия и уединения.
9 июня 1664 года в день памяти преподобного Кирилла Белозерского старца ослепил свет и Макарий услышал голос: «Услышана твоя молитва. На запад иди. Там тебе уготовано место…». Получив благословение на отшельническую жизнь, старец покинул монастырь и через несколько дней пути пришел к Нажмозеру. Чуть южнее из Чаймозера вытекала Оять. Здесь начинались владения Ильинского Веницкого погоста. У Нажмозера Макарий повернул на север и вскоре достиг озера Высокого. Посреди круглого озера монах увидел островок и почувствовал: вот оно – место его отшельничества. Макарий поселился на восточном сухом берегу. От его нового жилища до родной деревни на Ояти оставалось менее ста верст. Тропинка шла вдоль озёр и речек, и все они, за исключением Высокого озера, соединялись друг с другом. Старец Макарий прокопал канаву из Высокого озера в Варьозеро, и теперь он мог попасть водным путем и в Веницы, и в ближайшие деревни на Шатозере.
Когда уровень воды в озере Высоком понизился, остров стал полуостровом, а озеро перестало быть круглым, оно стало «кривым». Монах переселился на полуостров и построил церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова. С трех сторон обитель защищали от непрошенных гостей воды озера, с четвертой - болота. 6 лет провел Макарий в одиночестве, в труде и молитве. В 1670 году к пустыннику присоединились другие иноки. Несмотря на то, что монастырёк находился в труднодоступном и хорошо защищенном месте, в 1673 году на обитель напали разбойники, избили и ограбили братию. Монах Макарий был при смерти. Его причастил и похоронил священник Иосиф Титов. Возможно, он служил в какой-то из ближайших церквей: Ильинской Веницкой церкви на Ояти или Георгиевской церкви на Шимозере. Этот же священник написал в Высокоезерскую летопись о жизни и смерти основателя пустыни.В 2014, 2015 и 2016 годах уже были проведены 3 экспедиции к месту нахождения пустыни.
Цель их была - установка поклонного креста на месте нахождения церкви в честь Обновления храма Воскресения Господня. Но работы еще очень много - расчистка от поросли, восстановление каменной ограды, расчистка места для установки часовни в честь Преподобного Макария Высокоезерского.
Результаты, которые планируется достигнуть в рамках проекта:
Данный проект направлен на повышение патриотических чувств молодого поколения жителей Вологодской области, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации посредством непосредственного участия в полевой экспедиции. При достижении главной поставленной задачи - создания на месте нахождения церкви в честь Обновления храма Воскресения Господня мемориального комплекса, посвященных локальной истории Православия и подвигам местночтимых святых, мы обратим к проблеме патриотизма жителей нашего региона. Однако, проект не закончится обозначенными сроками, он будет иметь широкий общественный резонанс. Продолжение проекта будет установление часовни в честь местночтимого святого - Преподобного Макария Высокоезерского.
Партнеры, при участии которых будет реализован проект:
- Администрация Бабаевского муниципального района,
Адрес: 162480,Россия, Вологодская область г. Бабаево, пл. Революции, 2-а, (81743)2-18-03, https://www.babaevo-adm.ru/
- ПАО Бабаевский леспромхоз, Вологодская область, г.Бабаево, ул. Мира, 3, (81743) 2-11-52
- Благотоврительный фонд Усадьба Хвалевское, https://hvalevskoe.com/index.html
- ООО Лесник г.Вологда, ул.Рыбная, д.20а, (8172) 702-000, https://www.lesnikvologda.ru
- ООО «Бумбаса» Вологда, Пошехонское шоссе., 18, оф. 205, 8(8172) 70-71-70, https://www.bumbasa.ru.
- ЗАО Онегалеспром Вытегорский район, г.Вытегра, тракт Ленинградский, 26
- ИП Румянцев В.Н. Вологодская область, Бабаевский район, п. Пяжелка, ул. Новая, 12., (81743) 6-53-55
№ |
Сумма |
Комментарий |
---|---|---|
1 |
250 000 руб. |
Организация экспедиции для расчистки от поросли места нахождения церкви в честь Обновления храма Преображения Господня, будет восстановлена каменная ограда, окружающая обитель, выбрано место для последующего строительства часовни в честь Преподобного Макария Высокоезерского. |
Итого: 250 000 руб.
Память 9(22) октября и в Соборе Карельских святых (21 мая (3 июня)).
Преподобномученик Макарий (в миру Марк Сокирин) родился в крестьянской семье в деревне Тимофеевской «Чаровской округи», как говорится в его старинном житии. Согласно переписным и писцовым книгам, административного образования «Чаровская округа» в древности не существовало, но имелась Чарондская округа, располагавшаяся близ озера Воже (ныне Кирилловский район Вологодской области) с центром в городе Чаронда. Вероятнее всего, в тексте сделана описка, нередкая в подобного рода документах. Недалеко от Чаронды в окрестностях Чарозера до сих пор стоит деревня Тимофеево, которая предположительно, и является родиной святого.
В 15-летнем возрасте Марк Сокирин по указу царя и великого князя Алексея Михайловича был взят в стрельцы и верою и правдою прослужил государю 20 лет. После окончания срока службы он был отпущен домой и как-то, стоя в церкви, услышал слова Евангелия: «Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мф. 19, 29). А затем его слуха коснулись другие строки Священного Писания: «Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк., 8, 34).
Эти слова Господа глубоко запали в сердце святому. Он воспринял их как призыв Божий и, не заходя домой, отправился в монастырь преподобного Кирилла Белозерского, где вскоре принял пострижение с именем Макарий. Согласно житию, он прожил в монастыре многое время «во всяких трудах и молитвах со страхом Божиим в послушании со всяким благочинием, в безмолвии». Но со временем, к нему все чаще стала приходить мысль, что многие угодники уходили в пустынные места и воздвигали там храмы и монастыри «во славу Триипостасной и Нераздельной Троицы, в похвалу Пресвятой Приснодевы Богородицы Марии, и в честь святых угодников Божиих», молились в них и этим снискивали себе вечную славу на небесах. Ревнуя их подвигам, преподобный и сам решил отправиться в пустыню, чтобы еще больше удалиться от соблазнов мира и быть наедине с Богом. Но он долго откладывал свое намерение, не будучи уверен, от Господа ли оно.
И вот однажды накануне 9 июня 1673 * года (дня, когда празднуется память преподобного Кирилла Белозерского), после всенощного бдения отправился Макарий в свою келью. И внезапно озарил его великий свет. Он пал на землю и услышал глас, повелевавший идти на запад, где уготовано для него место и венец преподобномученика. Макарий встал, огляделся и увидел на западе огненный столп, восходивший от земли до неба. Получив от игумена благословение оставить обитель, он отправился на место видения, которое указывал ему светозарный столп. Святой шел туда без сна и отдыха, непрестанно всматриваясь вдаль, чтобы не выпустить из виду чудесное знамение.
Наконец, преодолев немалый путь, пришел он в землю Новгородскую, в Виницкую волость, на озеро Высокое, «круглое , имевшее в длину и ширину три поприща» и с удивлением увидел, что огненный столб стоит посреди озера, так что не было возможности поселиться на этом месте, поскольку кругом была вода
Тогда преподобный обошел вокруг озера, нашел другое озерцо пониже и задумал осушить Высокое озеро, соединив его каналом с нижним. Как говорится в житии, Макарий, поставив на горе между озерами малую хижину, «начал копать гору с постом и молитвою. И, трудясь день и ночь семь лет, ископал с великим трудом и пóтом, канал сто сажен долготы и семь сажен глубины и пропустил воду из верхнего озера в нижнее».
Когда дело подошло к концу, на месте, где стоял и горел столб, показалась возвышенность, на которой Макарий построил, с помощью Божией, деревянную церковь «во имя Обновления храма Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», создал обитель, называемую пустыня Высокоезерская, и собрал в нее монахов и послушников. Случилось это в 1680 году от Рождества Христова. После этого преподобный подвизался в пустыни в посте и молитве еще 3 года, дожив до начала царствования «Благоверных Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев».
Достигнув преклонных лет, святой стал готовиться к переходу в вечную жизнь. Но спокойно почить ему не довелось. В одну из ночей на обитель напали разбойники. Они схватили Макария, били его, жгли огнем, пытали, вколачивая деревянные спицы под ногти, и оставили его едва живым. В таком положении, в разграбленном, опустелом от иноков монастыре нашел его священник Иосиф Титов, который исповедал, причастил и соборовал старца, скончавшегося на его руках 9 октября 1683 года .
Иосиф Титов отпел и похоронил святого в основанной им обители и составил его житие . Это житие впоследствии внимательно изучил знаменитый историк В.О. Ключевский, воспользовавшись списком XVIII века из собрания известного археографа, уроженца Череповецкого уезда Е.В. Барсова.
Над могилой угодника первоначально был установлен деревянный крест, а позднее устроена небольшая часовенка, где братия пустыни служила панихиды по святому, так как долгое время он пользовался лишь местным почитанием. Несмотря на отсутствие официальной канонизации, слава об угоднике распространилась достаточно широко, о чем мы узнаем из публикации в «Олонецких епархиальных ведомостях» (1914 г.), сделанной священником Ал. Крупкиным. Батюшка писал: «Народная молва считает Макария святым; на могилку его, особенно в день его памяти, стекается множество поклонников из разных приходов Лодейнопольскаго уезда».
Местная канонизация преподобного состоялась в ХХ веке включением его имени в Собор Карельских святых.
После мученической кончины преподобного Макария, его обитель не запустела, в нее вновь собрались иноки, о чем мы узнаем из старинных источников и воспоминаний старожилов, записанных в XIX веке. Из древних актов известно, что пустынь находилась в ведении Архангельской, затем Новгородской консистории, впоследствии была приписана к Александро-Свирскому монастырю, с 1676 года являвшегося центром монашеской жизни в Олонецком крае. По рассказам старожилов, братии в монастыре одно время было достаточно много, ею велось все монастырское хозяйство. Обычными занятиями монахов были: скотоводство, землепашество и рыбная ловля в находившемся при ней озере. О существовании братии свидетельствует, хранившийся в ХХ веке при церкви синодик.
В 1700 году рядом с церковью, построенной руками старца Макария, новым строителем пустыни иеромонахом Савватием был возведен второй храм, который в начале ХХ века был взят на учет как ценный памятник старины. Он был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца. Тогда же братия устроила с западной стороны церкви кельи, разобранные за ветхостью в середине XIX века.
Между двумя церквями, над мощами преподобномученика Макария до 1880 года существовал крест под крышей, поставленный, вероятно, еще в монастырские времена. Сень представляла подобие малой будки (вроде часовни), где иноки читали псалтирь и молились о упокоении души основателя обители.
В непосредственной близости от северо-западной оконечности Бабаевского района на территории нынешнего Вытегорского района находится одна из замечательных святынь Русского Севера – урочище Погост на Кривозере, где почивают мощи удивительного святого, входящего в плеяду учеников и духовных последователей преподобного Сергия Радонежского – преподобномученика Макария Высокоезерского.
Когда-то здесь стоял древний монастырь, устроенный на месте огненного столпа, уходившего в небо и как бы показывающего духовную высоту обители. Но монастырь упразднили, и преобразовали в церковный приход, который просуществовал здесь вплоть до 1937 года, являясь все это время духовным и административным центром окружающей его местности. Но церковь тоже закрыли, тем самым уничтожив главный стержень, который связывал воедино окрестные селения, и некогда процветающий край превратился в самую настоящую пустыню. Теперь на многие километры вокруг нет ни одного жилого селения. Добраться сюда тоже непросто. Часть пути нужно проехать по доступным не для всякого транспорта лесовозным дорогам, а часть преодолеть пешком по едва заметной тропинке. Тем не менее, Высокозерский погост редко оказывается без посетителей. Сюда регулярно приезжают паломники, а бабаевские священники периодически служат молебны над мощами преподобномученика Макария. Причем делают это не по обязанности, а по зову сердца, так как чувствуют теплое предстательство о себе и своих прихожанах этого замечательного угодника. Преподобномученик Макарий уже давно стал одним из главных духовных покровителей Бабаевской земли.
На фотографии остатки каменной ограды погоста на Кривозере
Автор проекта: Вера Иванова
персональное "спасибо"
электронный буклет
электронная благодарность и электронный буклет
имя наносится на информационный модуль, который будет установлен на месте нахождения Высокоезерской Макарьевской мужской пустыни
футболка с символикой проекта