В связи с техническими работами на площадке прием проектов временно приостановлен

Памятник членам братств Петрограда

Автор проекта: Юлия Балакшина

Категория: Культура, Населенный пункт: г. Санкт-Петербург РФ





Изучив историю православных братств, существовавших после революции, члены Свято-Петровского православного братства поняли, как важно, чтобы о духовном подвиге этих людей узнали сегодня. Нам представляется важным увековечить память о тех, кто внес огромный вклад в дело укрепления Церкви в самые трудные годы, а также привлечь внимание наших соотечественников к необходимости христианского единения.


Цель и задачи

Цели: Популяризация подвига новомучеников в истории Церкви в XX веке. Возрождение исторической памяти в обществе. Привлечение внимания наших соотечественников к необходимости христианского единения и стояния за православные святыни в наше непростое время. Задачи: Установка памятника репрессированным членам православных братств Петрограда-Ленинграда на Левашовском мемориальном кладбище (Александро-Невского, Спасского, Екатерининского, Андреевского, Знаменского, Серафимовского и многих других). Всего в Петрограде к 1922 г. существовало более 30 православных братств.


О проекте

I. К 1922 году в Петрограде существовало более 30 православных братств, каждое из которых по-своему старалось поддержать церковь в трудной ситуации усиливающихся гонений.

Братство по защите святынь Александро-Невской лавры отстояло лавру от посягательств большевиков; Спасское братство устраивало в голодном Петрограде благотворительные обеды; члены Александро-Невского, Екатерининского, Андреевского и многих других православных братств делали все, чтобы Россия не погрузилась во тьму неверия и невежества. Они уделяли внимание углубленной молитве; помогали репрессированным заключенным; поддерживали уникальный Богословский институт; проводили с верующими беседы и лекции, а с детьми - занятия по Закону Божьему, отмененные в советских школах; работали в больницах и детских домах. Самоотверженную деятельность братчиков смогли прервать только прямые репрессии – аресты, ссылки, расстрелы.

Уже сегодня некоторые члены православных братств Петрограда причислены Церковью к лику святых: священномученик Лев (Егоров) — руководитель Александро-Невского братства, священномученик Иннокентий (Тихонов) — руководитель Александро-Невского братства, Кира Оболенская и Екатерина Арская — сестры из Александро-Невского братства.

Сегодня в Петербурге нет ни одного памятника членам православных братств. Нет ни одной памятной доски, ни одной улицы, названной в честь тех, кто спасал нашу Церковь в годы гонений. Мы хотим, чтобы в Петербурге появился памятник всем репрессированным членам православных братств Петрограда-Ленинграда.

Изучив историю православных братств, живших после революции, члены Свято-Петровского малого православного братства поняли, как важно, чтобы о духовном подвиге этих людей узнали сегодня. Нам представляется важным увековечить память о тех, кто внес огромный вклад в дело укрепления Церкви в самые трудные годы, а также привлечь внимание наших соотечественников к необходимости христианского единения и стояния за православные святыни в наше непростое время.

II. Известно, что под Петербургом (Ленинградом) казненных в годы советских репрессий хоронили в разных местах, не все из которых на сегодняшний день обнаружены. Наиболее известным таким местом является Левашовская пустошь (ныне — Левашовское мемориальное кладбище) — одно из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга. Здесь захоронено около 45 тысяч жертв политических репрессий 1937—1954 гг. Кладбище оставалось засекреченным до 1989 года и содержалось Ленинградским управлением госбезопасности практически в первоначальном виде. Сохранились караульное здание, сараи; на земле — колеи, пробитые и накатанные автомобилями.

Именно на этом кладбище планируется установить памятник членам православных братств Петрограда-Ленинграда, погибшим в годы советских репрессий.

III. В 2018 г. исполняется 100 лет с момента широкого возрождения в России традиции православных братств. В 1918 г. патриарх Тихон обратился к верующим с призывом «немедленно устроять союзы, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления». Его призыв стал толчком для возникновения большого количества братств - опоры патриарха и иерархии в годы гонений на Церковь. Ознакомление общества с историей православных братств крайне важно сегодня для пробуждения российского народа от духовного беспамятства.

Остается также актуальным привлечение внимания церковной общественности к братству как традиционной форме православной христианской жизни, позволяющей мирянам деятельно включаться в жизнь Церкви. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за общество в целом» (20.12.2013).

Не менее актуально сегодня формирование позитивного образа церкви на фоне настороженного отношения к ней со стороны некоторых слоев российского общества.

Сбор средств на установку памятника членам православных братств Северной столицы проводится по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия:

"Поддерживаю инициативу по увековечению памяти новомучеников и исповедников, в годы лютых гонений пострадавших в церкви Христовой, и считаю своим долгом сохранить в своем сердце их подвиг свидетельства о Христе даже до смерти."

(Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, 12.08.2014)

С другими отзывами и словами поддержки Вы можете ознакомиться здесь.


Бюджет проекта:

Сумма

Комментарий

1

700 000 руб.

Заказ, доставка и установка памятника на Левашовском мемориальном кладбище (Санкт-Петербург). Памятник будет создан из светлого гранита с мозаичной вставкой в виде расцветшего Креста, символизирующего непрекращающуюся жизнь Церкви Христовой, Глава которой Иисус Христос дает каждому надежду на воскресение. Автор проекта — художник Елена Александрова.

Итого: 700 000 руб.


Новость об освящении памятника на сайте Преображенского братства, инициатора проекта https://psmb.ru/a/v-sankt-peterburge-otkryt-pervyi-v-rossii-pamiatnik-pravoslavnym-bratstvam.html

В Санкт-Петербурге открыт первый в России памятник православным братствам

28 октября в Санкт-Петербурге по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на Левашовском мемориальном кладбище был открыт первый в России памятник членам православных братств, пострадавшим и убиенным в годы гонений

Освящение памятника возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий. Он поблагодарил Преображенское братство за инициативу открытия памятника, напомнив, что в следующем году мы готовимся к столетию образования Александро-Невского братства, а нынешний год – «это год столетия русской трагедии, которая случилась в октябре-ноябре 1917 года» и «повлияла на ход истории всего мира». «Это не просто было когда-то 100 лет назад, но происходит и сейчас, и еще долго будет влиять на нас самих», – сказал он.

Епископ Кронштадтский Назарий
Епископ Кронштадтский Назарий

От имени инициаторов создания памятника участников торжественной церемонии поприветствовала Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства.

Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, которое стало инициатором создания памятника, сказал, что «христиане должны не только оглядываться назад в прошлое и вспоминать то, что было, но стараться быть носителями того духа Христовой жизни, который соединил тех братьев и сестер в православные братства, существовавшие в самые трудные времена русской истории. Эта задача перед нами стоит и сегодня, она и сегодня актуальна».

Также он передал приветствие духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова. «Мы настолько отошли от нормальной церковной жизни, что забыли про великую традицию православной церкви жить как братья и сёстры во Христе, жить по-братски, в братолюбии и общении, в братствах и общинах, – сказал отец Георгий. – Поэтому освящение креста в честь святых братчиков и братчиц – это не только воспоминание об этих великих людях, способных вдохновить всех нас и всех людей вокруг нас, но это и воспоминание о тех нормах жизни, к которым мы должны хотя бы стремиться, а ещё лучше, её устраивать по примеру этих святых».

Слева – Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, рядом с ним – вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов
Слева – Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, рядом с ним – вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов

На Левашовском кладбище захоронено более 45 тысяч человек. Однако известно об этом захоронении стало лишь через пятьдесят лет, после Перестройки. В 1937-38 гг. сюда тайно свозили тела людей, расстрелянных в Ленинграде по полученной из Москвы разнарядке. Подобные могильники существуют возле каждого крупного административного центра нашей страны, Левашевская пустынь – самый большой из известных.

«В столетнюю годовщину переворота российской истории и перехода к красному ленинскому террору и в 80-ю годовщину начала Большого сталинского террора мы установили и освятили такой прекрасный памятник на этом месте», – сказал составитель «Ленинградского мартиролога» директор центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов.

Справа – директор центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов
Справа – директор центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов

Новый монумент, выполненный художником Еленой Александровой и архитектором Ингой Вержбицкой, увековечит память особенных людей – подвижников веры, которые в годы советских гонений стремились быть совестью России, жить вместе на глубине христианской свободы, веры и правды, не страшась смерти и поругания.

Некоторые члены братств предположительно захоронены на Левашовском кладбище, но в большинстве случаев реальные места их погребения установить невозможно: многие погибли в ссылках, тюрьмах и лагерях, были убиты, разделив участь с множеством других жертв, и погребены в общих, подчас безвестных могилах.

В советские годы, когда храмы и монастыри были превращены в тюрьмы и расстрельные полигоны, именно православные братства оставались потаённым руслом церковной жизни – как называли её члены известной московской общины архимандрита Сергия (Савельева), «родной» жизни.

По оценкам историков, в Петрограде в начале XX века было более тридцати православных братств. Мощным импульсом к возникновению новых братств стал известный призыв патриарха Тихона в 1918 году. Члены братств защищали от поругания и разорения святыни Александро-Невской лавры, устраивали в голодном Петрограде благотворительные обеды, помогали репрессированным заключенным, работали в больницах и детских домах, поддерживали уникальный Богословский институт для мирян, собравший цвет научной и богословской мысли, проводили открытые беседы и лекции о вере, стремясь сохранить и передать христианскую традицию.

Православные братства, даже переименовывавшие себя из соображений конспирации в колхозы и совхозы, были окончательно ликвидированы советской властью к 1932 году. Почти все их руководство оказалось в тюрьмах и ссылках. Однако, как отмечает историк Сергей Фирсов, впоследствии «именно из братской среды выходили лучшие церковные деятели, оказавшие огромное влияние на формирование следующего поколения священнослужителей».

Приветствия по случаю освящения памятника направили митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх и Красноярский и Ачинский Пантелеймон, а также потомки репрессированных братчиков.

В торжественной церемонии приняли участие Анатолий Чельцов, внук новомученика протоиерея Михаила Чельцова – одного из тех святых, чье имя выбито на плитах памятника, протоиерей Вячеслав Харинов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сестры из Свято-Георгиевского сестричества, представители епархиального духовенства, прихожане и члены братств. Также на открытии памятника присутствовали вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов, представители администрации Выборгского района и поселка Левашово.

Памятник репрессированным братчикам на Левашовском кладбище был установлен на частные пожертвования верующих, в основном, членов братств, и средства фонда «Православная инициатива». Инициатором установки памятника выступили представители церковной общественности Петербурга и других городов – члены Преображенского братства, крупнейшего объединения верующих в Русской православной церкви.

Софья Андросенко

Фото Александра Волкова, Андрея Савика


02.11.2017 03:32

Дорогие друзья и единомышленники! Еще раз сердечно благодарим всех жертвователей, молитвенников, тех, кто словом и делом поддержал идею первого в России памятника православным братствам. Он был установлен на Левашовском мемориальном кладбище 28 октября 2017 года, в год 100-летия Русской катастрофы и накануне Всероссийского дня памяти жертв политических репрессий.

Ниже мы публикуем лишь некоторые публикации об этом поистине историческом для нашей страны событии.

Сайт Московского патриархата https://www.patriarchia.ru/db/text/5051648.html

Первый в России памятник репрессированным членам православных братств открыт на Левашовском кладбище Санкт-Петербурга

Первый в России памятник репрессированным членам православных братств открыт на Левашовском кладбище Санкт-Петербурга

Версия для печати

31 октября 2017 г. 16:52

28 октября 2017 года на Левашовском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга был открыт первый в России памятник членам православных братств, пострадавшим в годы советских репрессий. Монумент, выполненный художником Еленой Александровой и архитектором Ингой Вержбицкой, был установлен на частные пожертвования и грант конкурса «Православная инициатива» в преддверие Дня памяти жертв политических репрессий.

Молебен и освящение памятника возглавил наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. После молебна была совершена лития.

В церемонии открытия приняли участие настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Вячеслав Харинов, сестры Свято-Георгиевского сестричества, представители епархиального духовенства, прихожане и члены братств, представители администраций Выборгского района и поселка Левашово.

Епископ Назарий отметил, что имена большинства мучеников, прославившихся стоянием за веру, не известны. Церковь канонизирует часть из них — тех, о ком сохранились документальные сведения. «Мы знаем: чем более жестокий режим, тем более тщательно он регистрирует свои злодеяния, — подчеркнул он. — Это было и в Римской империи, откуда сохранились мартирологи первых мучеников. Это было и в фашистское время. И большевистская, затем советская власть фиксировали многое о своих жертвах. Тем не менее, только Господь знает, сколько мучеников прославлено Им».

Владыка напомнил, что Александро-Невское братство по инициативе братии Лавры было возобновлено и более десяти лет занимается катехизацией и просветительством. Одно из направлений его деятельности — изыскание имен, которые еще не попали в синодик.

«Мы должны быть готовы к тому, что могут прийти времена, когда понадобится ставить перед собой такие же задачи, как ставило Александро-Невское братство, которое возникло в 1918 году как ответ на убийство протоиерея Петра Скипетрова, одного из первых новомучеников. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что Церковь взращена на крови мучеников. Кровь отца Петра стала семенем, из которого возродилось братство. Затем образовалось множество, возможно, немногочисленных, но деятельных братств. Друзья — это те, которые возникают в детстве, юности, с которыми мы идем по жизни. Братство — то, что возникает в Духе Святом, потому что только Господь может заставить нас назвать друг друга братьями и сестрами. Братства возникли под действием Духа Святого, Который восстал на защиту Церкви, которую основал Христос».

С приветственным словом к собравшимся обратился вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов.

От имени инициаторов создания памятника участников церемонии приветствовала Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства.

Первый проректор Свято-Филаретовского православного христианского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак отметил, что необходимо проявить усилия для восстановления исторической памяти, но при этом следовать не столько букве, сколько духу: «Мы, в надежде следующие за Христом, должны не только оглядываться назад в прошлое, но и стараться быть носителями того духа Христовой жизни, который соединил братьев и сестер в православные братства на Руси в самые трудные времена».

Анатолий Чельцов, внук священномученика протоиерея Михаила Чельцова, чье имя высечено на плитах памятника, рассказал о деде, который был настоятелем Троице-Измайловского собора и председателем епархиального совета. Он дважды приговаривался к смертной казни: по делу митрополита Вениамина, когда расстрел заменили пятью годами лагерей, и в 1931 году на Рождество Христово, когда приговор был приведен в исполнение. Место захоронения неизвестно. Пострадали от советского режима и трое сыновей священномученика. В 1935 году старший сын Павел с малолетними детьми и женой был выслан за Урал, воевал, погиб, похоронен в братской могиле в Белоруссии. Среднему сыну Семену в 1938 году, когда он был студентом, было предложено публично отречься от отца, и он отказался. Документы по его делу были обнаружены прошедшим летом: он был приговорен к десяти годам лагерей, но в 1942 годд скончался в Архангельске на лесоповале. Младший сын, Георгий, был арестован в 1945 году и приговорен к пятнадцати годам, отсидел весь срок и дождался реабилитации при жизни.

Составитель «Ленинградского мартиролога» (серии книг памяти о репрессированных в советское время жителях Ленинграда), директор центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов отметил, что установка памятника совпала со 100-летием революции и 80-летием начала массового террора. «Левашовское кладбище — крупнейший могильник для расстрелянных: летом 1937 года здесь гуляли дети, затем одиннадцать гектаров обнесли высоким забором, и полвека никто не знал, что за ним творилось. Сейчас сюда снова пришли дети — значит, мы на верном пути, мы превращаем места ужаса в места памяти», — сказал также Анатолий Разумов.

Приветствие участникам торжественной церемонии направили митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, потомки репрессированных членов братств.

По оценкам историков, в Петрограде в начале XX века было более тридцати православных братств. Мощным импульсом к их возникновению стал призыв Патриарха Тихона в 1918 году. Члены братств защищали от поругания и разорения святыни Александро-Невской лавры, устраивали в голодном Петрограде благотворительные обеды, помогали семьям заключенных, работали в больницах и детских домах, поддерживали уникальный Богословский институт для мирян, проводили открытые беседы и лекции о вере. Православные братства были ликвидированы советской властью к 1932 году. Почти все их руководители оказались в тюрьмах и ссылках. Однако, как отмечает историк Сергей Фирсов, впоследствии «именно из братской среды выходили лучшие церковные деятели, оказавшие огромное влияние на формирование следующего поколения священнослужителей».

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru

Журнал "Фома" https://foma.ru/za-druzey-svoih.html

“За друзей своих”

Фоторепортаж

28 октября 2017 года в Санкт-Петербурге на Левашовском мемориальном кладбище состоялось торжественное освящение первого в России памятника участникам православных братств, пострадавшим во времена советских репрессий.

Освящение памятника возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий. Со словом выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Николаевич Серов, создатель и историк мемориала «Левашовская пустошь» Анатолий Яковлевич Разумов, первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Сергеевич Гасак и другие. Возрождение традиций христианской жизни и важность сохранения исторической памяти объединили в этом событии самых разных людей.

К 1922 году в Петрограде существовало более 30 православных братств, активно противостоявших советским гонениям на верующих. Братство по защите святынь Александро-Невской Лавры отстояло Лавру от посягательств большевиков; Спасское братство устраивало в голодном Петрограде благотворительные обеды; члены Александро-Невского, Екатерининского, Андреевского и многих других православных братств помогали репрессированным заключенным; работали в больницах и детских домах; поддерживали уникальный Богословский институт; проводили с верующими беседы и лекции, а с детьми – занятия по Закону Божьему, отмененные в советских школах. Самоотверженную деятельность братчиков смогли прервать только аресты, ссылки, расстрелы.

Сайт правительства Санкт-Петербурга https://gov.spb.ru/gov/admin/serov-kn/news/122916/

На Левашовском мемориальном кладбище почтили память участников Православных братств

30 октября 2017 г.
На Левашовском мемориальном кладбище почтили память участников Православных братствЗагрузить фото

На Левашовском мемориальном кладбище почтили память участников Православных братствЗагрузить фото

На Левашовском мемориальном кладбище почтили память участников Православных братствЗагрузить фото

1/4

Вице-губернатор Константин Серов принял участие в открытии первого в России памятника православным братствам.

Мемориал был открыт 28 октября, в преддверие Дня памяти жертв политических репрессий на территории Левашовского мемориального кладбища и освящен наместником Александро-Невской лавры, епископом Кронштадтским Назарием.

Константин Серов поблагодарил создателей монумента и инициаторов его установки и отметил, что нужно извлечь урок из событий 100-летней давности и избегать разделения и вражды.

«Мы сегодня вспоминаем людей, которые отдали свою жизнь за сохранение веры. Их усилиями были защищены многие храмы, которые являются культурным достоянием всей нашей страны», сказал Константин Серов.

Вице-губернатор также упомянул, что те люди, которые запустили механизм политических гонений, в большинстве своем сами закончили жизнь в тюрьмах и лагерях, пав от рук системы созданной ими же.

Справка.

Монумент был создан по проекту художника Елены Александровой и архитектора Инги Вержбицкой.

По оценкам историков, в Петрограде в начале XX века было более тридцати православных братств. Их участники защищали от осквернения и разграбления святыни Александро-Невской лавры, устраивали в голодном Петрограде благотворительные обеды, помогали семьям заключенных, безвозмездно работали в больницах и детских домах. Православные братства были ликвидированы советской властью к 1932 году. Почти все их руководители оказались в тюрьмах и ссылках, и в последствии были расстреляны.

Левашовское мемориальное кладбище, известное также под названием «Левашовская пу́стошь» — кладбище в Санкт-Петербурге, одно из крупнейших в городе; бывший специальный расстрельный полигон НКВД — МГБ — КГБ СССР. В период с 1937 по 1953 год на нем было захоронено около 45 тысяч человек.

Еще раз сердечно благодарим платформу "Начинание" и всех, кто принял участие в этом проекте и поддержал нас в самые первые, особенно трудные месяцы начала сбора средств на памятник репрессированным членам православных братств.

02.11.2017 03:16

К 1922 году в Петрограде существовало более тридцати православных братств, каждое из которых по-своему старалось поддержать Церковь в трудной ситуации усиливавшихся гонений. Братство по защите святынь Александро-Невской лавры отстояло обитель от посягательств большевиков; Спасское братство устраивало в голодном городе благотворительные обеды; члены Александро-Невского, Екатерининского, Андреевского и многих других православных братств делали все, чтобы Россия не погрузилась во тьму неверия и невежества. Самоотверженную деятельность братчиков смогли прервать только прямые репрессии – аресты, ссылки, расстрелы. О братской традиции в Церкви и о том, какое значение братства имеют сейчас, порталу «Приходы» рассказал Дмитрий Гасак – председатель Преображенского братства, президент Региональной общественной организации содействия духовному развитию личности «Сретение», первый проректор Свято-Филаретовского института. Началась же беседа с рассказа об идее создания необычного памятника – расцветшего креста как символа непрекращающейся жизни Церкви Христовой.

Православным братствам в течение всего ХХ века в России не устанавливали памятников. Почему Преображенское братство именно сейчас решило установить памятник репрессированным членам православных братств Петрограда-Ленинграда? Это просто частная инициатива ваших братчиков, которые проживают в Петербурге, или за этим стоит нечто большее?

– Преображенское братство именно сейчас выступает с инициативой установить памятник репрессированным членам православных братств, во-первых, потому, что уже совсем скоро, в 2018 году, мы будем отмечать столетие указа Патриарха Тихона о созидании «духовных союзов», а также столетие рождения знаменитого Александро-Невского братства в Петрограде, ставшего толчком к возникновению более чем 30 братств только в северной столице. Можно сказать, что мы будем отмечать и столетие возрождения братского движения в России.

csm_3_Dmitrii_Gasak-kh_c7c172eb19.jpg

Во-вторых, мне представляется, что вспомнить о братствах, этой древнейшей форме христианской жизни, нас заставляют не только исторические юбилеи, но и логика живого развития нынешней церковной и общественной жизни. В своем докладе на Архиерейском Соборе 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о том, что современному обществу грозит уход от христианских корней, отказ от евангельских ценностей, что равносильно «прогрессированию смертельной болезни». Но вернуть понятия «долга, самопожертвования, человеческой солидарности» в жизнь общества можно не только путем проповеди, но и путем создания таких христианских сообществ, сам строй и уклад жизни которых был бы примером возрождения этих ценностей.

Издавна для русского народа примером подлинного единства, искренней открытости и взаимопомощи, верности Богу и людям были православные общины и братства. Неслучайно еще 1862 году замечательный русский писатель Н.С. Лесков писал: «Вопрос о братствах... вопрос чисто русский и необыкновенно интересный. В симпатиях русского духовенства к братствам мы видим общее русское желание жить миром и миром стоять за себя и за брата: друг о друге, а Бог обо всех» (). Наша страна и наш народ не выживут, если не будет возрождения церковной жизни. Но возрождения Церкви не будет, если не будет возрождения в ней того общинно-братского движения, к которому призвал нашу Церковь в 1918 году святитель Тихон.

Если бы утихло общинно-братское движение в Церкви, не известно, как бы она пережила годы гонений. Это ведь прямое свидетельство действия Святого Духа в нашей Церкви. Но в истории братского движения до сих пор очень много белых пятен. Наше братство старается возрождать братскую традицию в Церкви и в опыте собственной жизни, и в изучении и выведении из забвения жизни наших предшественников, многие из которых были настоящими свидетелями, мучениками за Христа. Установка памятника – зримое свидетельство восстановления этой памяти. Поэтому мы объявили народный сбор. Не для прикрытия финансирования одним или двумя спонсорами, а действительно собираем средства на него буквально по крохам. Установка такого памятника актуальна именно усилием многих людей.

Мы надеемся, что тем, кто неравнодушен к духовной истории нашего отечества, это даст толчок и к изучению братского движения, и к возрождению опыта братской жизни в современной России.

Какую роль православные братства играли в жизни Церкви в первые послереволюционные годы?

– Конечно, в тех достижениях индустриализации и космонавтики, которые обычно вспоминают в качестве заслуг советского строя, значение братств невелико, если не считать труда репрессированных братчиков, как и других миллионов заключенных, на советских стройках. Речь не об этом. Но качество жизни народа в первую очередь определяется все же качеством взаимоотношений между людьми. И здесь мы видим картину удивительную.

В нашем Свято-Филаретовском институте студенты часто пишут работы по истории Русской Церкви в первые послереволюционные годы. Они исследуют архивы, анализируют ситуацию, складывавшуюся в разных епархиях, особенно в процессе кампании по изъятию церковных ценностей. Картина, как правило, возникает печальная. Власти быстро уничтожают или дискредитируют иерархию, отбирают имущество у приходов и монастырей, прекращают деятельность официальных церковных учреждений. В результате народ, сходив пару раз на крестный ход и получив пулеметный отпор, рассеивается. В лучшем случае возникают какие-то монашеские общины по домам, потому что монахам и монахиням просто некуда расходиться. Церковная жизнь практически парализуется, простые прихожане не находят что противопоставить агрессии и разрушению.

Но там, где людям удается соединиться в братства, ситуация возникает совсем иная. И богослужебная жизнь расцветает, и реальная взаимопомощь не прекращается, и просвещение, и передача традиции детям, и духовное образование – все продолжает существовать. Скромно, неброско, иногда потаенно, но живая христианская жизнь продолжается. И это в то время, когда нормой были поиск врагов, тотальное недоверие и доносы даже на самых близких людей.

Послереволюционные братства явили реальный духовный, культурный и гражданский потенциал Церкви и, конечно, стали духовным ответом на безбожную и бесчеловечную политику новой власти, которая стремилась разрушить все духовные связи между людьми и заменить их идеологическими конструкциями.

Решение каких задач в Церкви и обществе могут взять на себя православные братства сегодня?

Сейчас я бы не ставил вопрос таким образом и не стал бы говорить о решении каких-либо глобальных задач, т.е. о таком несколько утилитарном подходе к братской жизни. Важно не путать церковную жизнь и деятельность общественных организаций. Это разные вещи. Кроме того, начатков общинной и братской жизни в нашей Церкви пока очень немного.

Говоря о братствах, мы, прежде всего, имеем в виду важнейшее свойство Церкви, о котором Господь сказал «по тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой». Мы говорим о качестве внутрицерковных отношений между мирянами, священниками, епископами. Возрождение Церкви есть возрождение ее как союза любви. Это главное. Именно поэтому нужно всемерно способствовать собиранию братских союзов.

После этого можно говорить и о том, что, несмотря на отсутствие прямых гонений на Церковь, у православных братств и сегодня есть свои культурные, социальные и исторические задачи. Братства могут явить обществу пример неформальной консолидации на началах доверия, служения Богу и человеку, милосердия ко всем людям. Братствам, в силу своей большей открытости и динамичности, под силу взять на себя непростой труд апологии христианства перед лицом нехристианского общества; они могут помогать решать все те многочисленные общественные задачи, в которых нужно деятельное участие думающих, ответственных, преданных делу Церкви мирян.

Наконец, мне представляется, что братства могут помочь современной Церкви решить важнейшие экклезиологические, то есть домоустроительные задачи. Братская жизнь, как никакая другая, выявляет смысл и современное значение практически всех сторон богатейшей православной традиции. Всякая древняя форма наполняется содержанием, когда мы в своей повседневности воплощаем прямым и непосредственным образом слова нашего Спасителя: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

Портал ПРИХОДЫ

12.02.2016 12:15

Спасибо всем, кто в уходящем году помогал нам своим участием в проекте - финансово, репостами, молитвами и иной помощью!

Мы благодарим

Ирину Воронцову,

Алексея Канжина,

Юлию Бирюкову,

Светлану Соломатину,

Галину Громову,

Юлию Данилову,

Ольгу Семашко,

Светлану Колесникову,

Ольгу Бондареву,

Марину Цолину,

Руслана Лужинского

Людмилу Деулину,

Евгения Богданова,

Алексея Романова,

Евгению Жуковскую

и других пользователей портала Начинание.Ру.

Надеемся, что в следующем году Вы будете с нами! Слава Богу за Ваши открытые сердца!

С Новым годом и Рождеством Христовым!

30.12.2015 11:43

Уважаемые

Богдан Кравчук,

Татьяна Мухамедьярова,

Сергей Геннадьевич Кошелев,

Валерия Волкова,

Irina Bochko

и другие анонимные пользователи!

Спасибо Вам за поддержку нашего проекта!

05.12.2015 17:46

Презентация фильма «Александро-Невское братство» прошла 23 ноября в зале собраний Благовещенского кафедрального собора города Воронежа по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия.

Читать далее

26.11.2015 12:53

Благодарим всех, кто на прошедшей неделе поддержал наш проект!

Даниил Чудинов,

Larisa Savkina,

Ирина Яблочкова,

а также пользователи, пожелавшие остаться анонимными,

большое Вам спасибо!

20.11.2015 10:14

В первую неделю существования нашего проекта нам помогли:

Анастасия Наконечная

Алексей Ковинский

Наталья Адаменко

Ольга Лаврентьева

Gizdatova Karina

Юлия Марнова

и другие анонимные пользователи.

Огромное Вам спасибо!


13.11.2015 18:57




    59

    Поддержало

    57 925

    собрано из 700 000 р

    0

    Осталось

    04.05.16
    Дата завершения


    Автор проекта: Юлия Балакшина

    Вконтакте: vk.com/id166323790

    Facebook: jbalaksh

    100р или больше

    3 поддержавших

    Персональная благодарность на сайте проекта bratstvaspb.ru. За пожертвование в размере 300 рублей: благодарность на сайте + номер газеты "Кифа" в подарок (электронная версия в формате pdf)

    500р или больше

    4 поддержавших

    Благодарность на сайте. Приглашение на два лица на просветительскую лекцию в КПЦ "Покровский остров" (Санкт-Петербург). Жертвователям из других регионов - 3 номера газеты "Кифа" в формате pdf в подарок (по эл. почте). Газета выходит один раз в три недели

    1 000р или больше

    3 поддержавших

    Благодарность на сайте. Для жителей Петербурга: приглашение на уникальную авторскую экскурсию ИЛИ бесплатная полугодовая подписка на электронную версию газеты "Кифа" (в формате pdf) - на выбор. Для жертвователей из других регионов: полугодовая подписка на электронную версию газеты "Кифа". При пожертвованиях от 2,000 рублей: приглашение на два лица на просветительскую лекцию в КПЦ "Покровский остров" + приглашение на уникальную авторскую экскурсию ИЛИ годовая подписка на газету "Кифа" в формате pdf (на выбор); для жертвователей из других регионов - год подписки на электронную версию газеты "Кифа"

    5 000р или больше

    1 поддержавший

    Благодарность на сайте. Приглашение на два лица на просветительскую лекцию + приглашение на два лица на авторскую эскурсию ИЛИ годовая подписка на электронную версию газеты "Кифа" в формате pdf (на выбор) + книга в подарок из каталога интернет-магазина православной литературы PREDANIE.ORG. Для жертвователей из других регионов: годовая подписка на электронную версию газеты "Кифа" + книга в подарок из каталога интернет-магазина PREDANIE.ORG (доставим в любую точку мира)