Краткая аннотация проекта:
Проект направлен на духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе древнерусской литературы и православия, формирование духовной культуры обучающихся, родителей, педагогов, необходимой для взаимодействия людей в современном обществе. Основные мероприятия проекта направлены на организацию занятости обучающихся во внеурочное время и включают в себя: экскурсии на культурно-исторические объекты и храмы г.Чебоксары; встречи и круглый стол со
священнослужителями храма и воспитанниками Воскресной школы; создание Электронного каталога Подвиги святых; Постера Поучения для самого себя; разработку правил Домостроя современного общества; театрализованные представления, творческие отчеты. Реализация данного проекта
предполагает формирование эмпатии, и духовной культуры, составными компонентами которых являются сопереживание, сострадание, доброжелательность к людям, способность понимать других людей и сочувствовать им, готовность оказать помощь другому человеку, участливость, бескорыстие, щедрость благополучателей.
Цели проекта:Разработка и апробирование плана мероприятий по воспитанию духовной культуры у обучающихся 5-8 классов на уроках литературы и обществознания.
Формирование у участников проекта христианской культуры, включающей в себя человеческое отношение к окружающим, способность к эмоциональному проникновению к переживаниям других людей в соответствии с православными традициями.
Воспитание у участников проекта чувства сопереживания, милосердия, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, исторических документов.
Развитие у обучающихся патриотических чувств к малой и большой Родине через посещения культурно-исторических мест города Чебоксары: памятников, храмов.
Задачи проекта:1) Осуществление диагностики уровня сформированности у подростков духовной культуры.
2) Формирование познавательного интереса к древнерусской литературе посредством анализа текста: 5 кл. - Подвиг отрока киевлянина, Александр Невский, 6 кл. - Поучения Владимира Мономаха, 7 кл. - Повесть о Петре и Февронии, 8 кл. - Сергий Радонежский, Домострой, Нагорная проповедь Христа; посредством изучения научных понятий в рамках предмета Обществознание: мораль и нравственность; христианские духовные ценности; золотое правило морали и др.
3) Создание творческой проектировочной среды для благоприятного саморазвития обучающихся, активизация полученных знаний в различных видах внеурочной практической образовательной деятельности по изученным материалам.
4) Презентация результата проектной деятельности по параллелям: 5 кл. - Конференция с приглашением в жюри священнослужителя; 6 кл. - постеры на сайте школы; 7 кл. - Встреча с интересным человеком (священнослужитель). Театрализованное представление; 8 кл. - Круглый стол с приглашением воспитанников воскресной школы.
5) Организация и проведение Фестиваля творческих отчетов Всего ты исполнена, Земля Русская;
6) Знакомство с храмами и служителями города Чебоксары.
7) Укрепление сотрудничества школы и семьи с церковными институтами, формирование эффективной системы социального партнерства.
8) Развитие духовно-нравственной личности обучающихся.
9) Осуществление контрольной диагностики уровня сформированности у подростков духовной культуры.
10) Распространение положительного опыта среди школ Чувашской Республики.
Как будет реализован проект:Реализация проекта будет проходить в три этапа. Каждое мероприятие 2 и 3 этапа предполагает участие священнослужителя, который будет знакомить с элементами православной культуры, вечными человеческими ценностями. Под руководством священника ребята будут рассуждать о том, как стать счастливыми, в чем смысл жизни, интерпретировать произведения древнерусской литературы с
точки зрения сострадания, сочувствия, милосердия, гуманности, умения понять другого человека. Этапы реализации проекта: I этап - организационно-подготовительный (стартовый). Включает определение исходного состояния духовной культуры обучающихся;
формирование творческой группы реализации проекта; разработку модели реализации проекта; заключение договоров с социальными партнерами; запуск проекта;
II этап - основной этап: внедрение модели проекта по реализации целей и задач: проведение
внеурочных занятий по изучению, анализу произведений, акцентирование внимания обучающихся на ценностях. Организация практической проектной деятельности, экскурсий, встреч, изготовление и презентация продуктов проекта. Презентация продуктов деятельности сначала в классе, с последующей презентацией лучших работ на параллель. Выбор работ для презентации на фестивале.
III этап - контрольно-заключительный: Контрольная диагностики уровня сформированности у подростков духовной культуры, Фестиваль творческих отчетов Всего ты исполнена, Земля Русская, предполагающий презентацию наиболее удачных продуктов проекта. Фестиваль позволит расширить рамки проекта, обменяться опытом по формированию духовной культуры обучающихся
разных возрастных групп, обогатит внутренний мир, будет способствовать развитию нравственных качеств. В реализации проекта будут задействованы 13 классных руководителей 5-8-х классов, 4 учителя русского языка и литературы, 3 учителя истории и обществознания, 1 учитель культуры родного края, 1 заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Под руководством учителей русского языка и литературы обучающиеся будут обсуждать тексты, анализировать произведения с точки зрения человеческих ценностей, их актуальность в современном мире. Под руководством учителей обществознания и истории обучающиеся будут находить научное обоснование и актуальность понятий и терминов, входящих в произведения ДРЛ. Под руководством классных руководителей будет организовано выполнение практической части, результатом которой будет продукт, описанный выше. Обсуждение и презентация продукта проектной деятельности сначала пройдет в классе, лучшие работы будут представлены в 5 кл. - на конференции, 6 кл. - на встрече со священнослужителем, 7 кл. - во время театрализованного представления, 8 кл. - на круглом столе с приглашением воспитанников воскресной школы. Участие родителей заключается в помощи детям при прочтении текста, его обсуждении и интерпретации, разработке заготовок для продукта проекта: изготовлении Постеров и разработке правил Домостроя современного общества, сопровождении при поездках на экскурсию, репетиций театральных представлений, оформлении сцены.
Мероприятия проекта:Мероприятие №1 Диагностика уровня духовной культуры 300 обучающихся 5-8 классов. Ответственный: учителя-предметники.
Сентябрь 2018.
Мероприятие №2 Организация анализа произведений ДРЛ: 5-Подвиг отрока киевлянина, Александр Невский, 6-Поучения Владимира Мономаха, 7-Повесть о Петре и Февронии, 8-Сергий Радонежский,Домострой, Нагорная проповедь Христа.Отв: уч-ля лит-ры, обществознания, истории
Мероприятие №3 Организация выполнения практической образовательной деятельности по изученным материалам: 5 кл. -Электронный каталог Подвиги святых; 6 кл. - постеры Поучения для самого себя; 7 кл. - Экскурсия к памятнику Петру и Февронии. Инсценировка; 8 кл. - Разработка правил Домостроя современного общества
Мероприятие №4 Презентация результатов проектной деятельности по параллелям: 5 кл. - Конференция с приглашением в жюри священнослужителя; 6 кл. - Электронный каталог на сайте школы; 7 кл. - Встреча со священнослужителем. Театрализ. представление; 8 кл. - Круглый стол с приглашением воспитанников Воскресной школы.
Мероприятие №5 Организация и проведение Фестиваля творческих отчетов Всего ты исполнена, Земля Русская
Мероприятие №6 Знакомство с храмами города Чебоксары в ходе экскурсии по городу - для победителей
Мероприятие №7 Осуществление контрольной диагностики уровня сформированности у подростков духовной культуры
Мероприятие №8 Распространение положительного опыта среди школ Чувашской Республики - семинары
Результаты, которые планируется достигнуть в рамках проекта:- повышение уровня духовной культуры у обучающихся, педагогов, родителей при проведении занятий по изучению, анализу и выполнению практической работы, экскурсий, репетиций и театрализованных представлений, открытых занятий-презентаций в классе по представлению результатов проектной деятельности, занятий-представлений на параллель, включающих конференцию, встречу с интересным человеком, театрализованное представление Основы семейных ценностей, круглого стола с воспитанниками воскресной школы и Фестиваля творческих отчетов Всего ты исполнена, Земля Русская;
- расширение внешних связей школы, формирование эффективной системы социального партнерства школы, семьи, института церкви с церковными институтами (с библиотекой им. Маяковского , со служителями Прихода Покровско-Татианинского собора г. Чебоксары , с Центром духовно-нравственного развития личности БУ ЧР ДПО Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии, открытых мероприятий-презентаций с представлением продуктов практической деятельности с приглашением родителей;
- формирование интереса к познанию древнерусской литературы, культурно-историческим объектам г.Чебоксары у обучающихся, педагогов, родителей;
- увеличение количества проектов, направленных на созидательную деятельность во внеурочное время.
Партнеры, при участии которых будет реализовываться проект, и формы партнерства:Местная религиозная организация православный Приход Покровско-татианинского собора г. Чебоксары- совместные мероприятия согласно Плану.
Чувашская метрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - поддержка в реализации и содействие в распространении положительного опыта на другие епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви.
Чувашская республиканская общественная организация Православные добровольцы Чуваши.
Центр духовно-нравственного развития личности БУ ЧР ДПО Чувашский республиканский институт образования Минобразования Чувашии - распространение опыта среди школ Чувашской Республики. МБУК Объединение библиотек города Чебоксары - обеспечение литературой.