<iframe src="http://nachinanie.ru/Project/GetFrame/77617" frameborder="0" width="220px" height="420px"> </iframe>
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Вопросы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), включение их во все аспекты жизнедеятельности на сегодняшний день остаются острыми и актуальными. Большой вклад по оказанию помощи в адаптации детей с ОВЗ в социум.
Цель. Социальная реабилитация и абилитация детей с множественными нарушениями развития, в том числе ментальными нарушениями и РАС как системное восстановление и формирование способностей несовершеннолетнего, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли. Задачи программы: 1. Организация комплексной социальной психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 2. Коррекция, развитие и стабилизация психоэмоционального состояния детей и подростков; 3. Формирование и развитие социальных навыков: этических и общетрудовых норм и правил.
Реабилитационная деятельность Благотворительного фонда позволяет семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получить социальную психолого-педагогическую реабилитацию не выезжая в РИА центры в другие города. При реализации программы расширится спектр оказываемых психолого-педагогических реабилитационных, абилитационных и коррекционных услуг детям.
Для многих детей, посещение благотворительного фонда является уникальным опытом самостоятельного пребывания в незнакомых условиях, так как специалистами создаются условия, позволяющие детям кроме развивающих, коррекционных, реабилитационных мероприятий получить разнообразный опыт общения с новыми людьми, взрослыми и своими сверстниками, расширить круг своих социальных связей, отдохнуть.
Основная идея программы «Дети, особенной заботы». Важной составной частью социальной психолого – педагогической реабилитации и абилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является подключение его компенсаторных возможностей путем вовлечения их в творческие, интеллектуальные, спортивные, развлекательные, коллективные дела, которые носят интегративный характер и совмещаются с сенсорно – моторной и нейропсихологической коррекцией, что:
- дает возможность ребенку включиться в творческую деятельность, обнаружить и развивать свои способности;
- войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
- расширить кругозор и обогатить свой нравственный опыт;
- проявлять инициативу и учиться культуре поведения в обществе;
- в конечном счете, почувствовать себя необходимым членом общества и, тем самым, вступить на путь независимой жизни.
Программа «Дети особенной заботы» разработана в соответствии с основными направлениями и приоритетами государственной социальной политики Российской Федерации по укреплению положения и интеграции детей с ОВЗ в общество. Программа реализуется круглогодично на базе БФ помощи нуждающимся «Добро без границ», который располагает достаточной необходимой материально – технической базой.
Целевая аудитория проекта:
- дети и подростки, имеющие полную или частичную утрату способности обеспечивать основные жизненные потребности, осуществлять самообслуживание по причине заболевания, травмы или наличия инвалидности;
- дети – инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе;
- дети, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе имеющие ограниченные возможности здоровья:
- дети и подростки, имеющие нарушения опроно-двигательного аппарата;
- различные виды задержки речевого развития;
- различные виды энцефалопатий;
- задержки психического развития;
- нарушения слуха и зрения;
- заболевания нервной системы.
Механизм реализации программы
Реабилитационные мероприятия - это комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченных навыков и способностей, а также на поддержку в социальной сфере. Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе ребенок сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.
Абилитационные мероприятия — это комплекс мероприятий, направленный на приобретение или развитие несформированных функций и навыков.
Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы дети - инвалиды в дальнейшем, смогли успешно организовать свою жизнь в социуме, создать семью и найти работу.
Максимального эффекта в психическом развитии ребенка удается достичь, когда работа с ребенком-инвалидом ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.
Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:
- социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в детский коллектив, найти новый круг общения;
- педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть;
- психическая — помогает вернуть в общество полноценную личность, избавиться от депрессии и замкнутости.
Программа выстроена на концепции непрерывности и поэтапности. Такая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого маленького пациента. Чем раньше начнутся реабилитационные мероприятия, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.
Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Главной целью которых, является максимально развить психические способности ребенка.
В состав индивидуальной программы включаются следующие этапы.
- общая реабилитация ребенка (назначение медицинских препаратов врачом-психиатром, наблюдение, отслеживание динамики психического развития).
- специализированная реабилитация (оказание психологической помощи и помощи в специальных лечебницах).
Задача медицинской реабилитации — при помощи медикаментозного лечения и психотерапии дать возможность ребенку как можно полнее восстановить утраченные функции.
Проводятся на базе благотворительного фонда «Добро без границ» и включают привлечение детей-инвалидов к участию в физкультурно-спортивных праздниках, развлечениях.
Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние ребенка, а также способствуют повышению функциональных возможностей детского организма в целом.
С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.
Данный этап работы включает две составляющих:
v Социально-средовая ориентация. Помогает ребенку-инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений. Предоставляется помощь психологов с целью развития и коррекции психических процессов; помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими; психологическая помощь семье.
v Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого проводятся:
- обучение членов семьи по развитию у ребенка с ОВЗ навыков самообслуживания;
- обучение семьи определению оптимального варианта совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков ребенка-инвалида.
Большое внимание уделяется ведению психокоррекционных групповых занятий, что в свою очередь помогают развитию коммуникативных навыков со сверстниками, формированию навыков адекватного поведения и социальной адаптации. Групповые занятия помогают снять уровень тревожности и страхов у детей.
Технология комплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида
Технология комплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, включает в себя следующие этапы:
1 Данный этап проводится на базе Благотворительного фонда помощи нуждающимся «Добро без границ» и осуществляется медицинским психологом и специалистом по социальной работе.
Его цель – формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психического развития ребенка, возможностях и перспективах его образования и социализации. На этом этапе реализуются следующие действия:
1) оценка микросоциума и воспитательного потенциала семьи (материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции и т.д.);
2) экспериментально-психологическое исследование пациента медицинским психологом (особенности интеллектуальной, эмоциоанльно-личностной сферы ребенка);
3) индивидуальное собеседование с каждым взрослым членом семьи с целью определения члена семьи, способного осуществлять главную функцию при организации реабилитационного процесса;
4) обеспечение участия члена семьи – организатора реабилитационного процесса во всех видах диагностического обследования, проводимого в рамках медико-психологической консультации;
5) анализ вместе со всеми членами семьи результатов обследования, выявление основных проблем, специфических особенностей ребенка;
6) составление предварительной индивидуальной программы психологической коррекционной работы с ребенком в условиях семьи.
2. Данный этап реализуется на базе Благотворительного фонда «Добро без границ».
Цель – организация коррекционно-педагогического процесса в условиях семьи и обеспечение его успешности. Данный этап подразумевает:
1) обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы;
2) активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации;
3) подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений;
4) налаживание стиля семейного общения, отработка оптимального для данной семьи стиля обучающего взаимодействия взрослого и ребенка;
5) отработка организационных форм деятельности, условий обучения. Вначале родителям демонстрируется дидактический материал, затем наглядно представляется прием обучения в виде имитации движений: педагог демонстрирует действия с ребенком, после чего действия выполняются педагогом совместно с ребенком и родителем. Завершает обучение самостоятельное выполнение действий родителем с ребенком;
6) обучение родителей навыкам самостоятельного анализа потенциальных возможностей ребенка, определения уровня сформированности того или иного навыка и т.д.
3. Цель – установление оптимальных взаимоотношений между благотворительным фондом, родителями, родителями и детьми, другими членами семьи в сфере ближайшего окружения. Данный этап подразумевает:
1) ведение мониторинга развития ребенка в благотворительном фонде;
2) развитие воспитательных навыков родителей;
3) блокирование неадекватных типов поведения родителей по отношению к ребенку;
4) консультирование самостоятельной деятельности родителей по реабилитации ребенка.
Помимо непосредственного взаимодействия НКО с родителями возможна организация опосредованной работы с семьей ребенка-инвалида, которая предусматривает самые разные мероприятия и формы взаимодействия:
– запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю);
– анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистами;
– заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;
– предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
– выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в благотворительном фонде стихов, перечня упражнений;
– указание телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
Подобного рода практика показывает свою эффективность процесса развития личности ребенка-инвалида.
Одним из важнейших направлений реабилитационной деятельности НКО является создание психологически безопасной развивающей среды. Данная деятельность подразумевает:
• установление доверительных отношений с ребенком;
• изучение актуального состояния ребенка;
• выявление проблемных точек поведения ребенка, факторов, препятствующих его психологическому благополучию (заниженная самооценка, комплекс неполноценности, повышенная тревожность и мнительность, низкий уровень социальных навыков, чрезмерная самокритичность, обидчивость, «застревание» на проблемах, лень и т.п.);
• установление партнерских отношений с родителями ребенка, совместное определение «точек роста»;
• рефлексия опыта и результатов педагогической поддержки процессов идентификации ребенка, его персонализации, социально благополучного поведения;
• проведение постоянного патронажа ребенка, поддержка и консультирование.
Кадровое обеспечение программы
Важным моментом реализации программы является кадровое обеспечение. Реабилитация и абилитация детей инвалидов должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения лечения и коррекции недостатков психического развития в штатное расписание благотворительного фонда введены ставки: медицинский психолог (2), педагог-психолог (1), логопед (2), дефектолог (2), воспитатели (1), социальный педагог (1), инструктор АФК (1).
Уровень квалификации работников благотворительного фонда для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специалисты благотворительного фонда имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации реабилитационного и абилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение программы
Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среды благотворительного фонда, в том числе надлежащие материально технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками психического развития в здания и помещения и организацию их пребывания и реабилитации (абилитации) в учреждении (включая специально оборудованные помещения, специализированное развивающее, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации реабилитационных и абилитационных кабинетов, организации массовых мероприятий, обеспечения оздоровительных и лечебно профилактических мероприятий, хозяйственно бытового и санитарно гигиенического обслуживания).
№ п\п |
Наименование |
Количество |
Характеристика |
|
Материально-техническое обеспечение |
||||
1. |
Всего кабинетов |
3 |
Площадь комнат 79кв.м |
|
2. |
Соответствие количества комнат санитарно-гигиеническим требованиям |
Соответствует |
||
3. |
Кабинетов оснащенных компьютерной и другой информационной техникой |
1 |
||
4. |
Кабинет психологических консультаций |
1 |
||
5. |
Соответствие санитарного состояния помещений требованиям СанПин |
Соответствуют |
||
6. |
Всего компьютеров, используемых в реализации программы |
1 |
||
7. |
Оснащение компьютеров доступом в «Интернет» |
1 |
Оснащены |
|
8. |
Телевизоров, используемых в реализации программы |
1 |
||
9. |
Мультимедийное оборудование |
1 |
||
10. |
Оборудование для психологической коррекции |
|||
«Юнгианская» песочница 500х700х100 мм |
1 |
|||
Ультрафиолетовая лампа |
1 |
|||
Тренажер мозжечковой стимуляции Баламетрикс (комплект: |
1 |
|||
Балансировочная доска с разметкой |
1 |
|||
Мешочки с разными цветами и разные по весу |
4 |
|||
Маятниковый мяч |
1 |
|||
Палка для визуального контроля движения |
1 |
|||
| 1 | |||
Стойка с мишенями |
1 |
|||
Коврики для психокоррекционных занятий |
2 |
|||
Аудиозаписи для релаксации |
||||
Игрушки для пескотерапии |
3 набора |
|||
Развивающие настольные игры |
14 |
|||
Материалы для психологического исследования |
Для каждого возраста |
|||
Комплекс биоакустической коррекции Синхро-С |
1 |
|||
Комплекс БОС |
1 |
|||
Компьютерные диагностики (познавательная сфера, эмоционально-личностная сфера) |
||||
Материалы для арттерапии |
||||
11. |
Оборудование для педагогической коррекции (логопеда – дефектолога) |
|||
Стол |
1 |
|||
Зеркало для индивидуальных занятий с ребенком |
1 |
|||
Кушетка для логопедического массажа |
1 |
|||
Компьютерные логопедические и развивающие игры «Мерсибо» |
3 |
|||
Дидактические и развивающие игры |
8 |
|||
Игрушки |
||||
Материалы для исследования речевого и познавательного развития ребенка |
||||
12. |
Канцелярские принадлежности: |
|||
тетради для каждого участника |
30 |
|||
ручки |
30 |
|||
цветные карандаши |
30 уп. |
|||
ватман |
15 |
|||
краски |
25 |
|||
кисти |
30 |
|||
клей |
15 |
|||
точилка для карандашей |
5 |
|||
ножницы |
30 |
|||
емкости для воды |
30 |
|||
стека |
25 |
|||
пластиковые дощечки разного формата |
30 |
|||
мольберты |
30 |
|||
бумага для рисования |
30 уп. |
|||
простые карандаши |
30 |
|||
художественная гуашь |
30 наб. |
|||
пластилин |
30 уп. |
|||
цветная бумага |
30 уп. |
|||
цветной картон |
30 уп. |
|||
клей-карандаш |
30 |
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения и консультирования родителей, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа родителей (законных представителей), специалистов благотворительного фонда к сетевым источникам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.
Результативность
Общая модель работы специалистов благотворительного фонда «Добро без границ» по реабилитации и абилитации детей с нарушениями в психическом развитии - это система оптимального возрастного развития личности ребенка в целом. Она включает в себя щадящий охранительно - стимулирующий режим, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния ребенка. Групповая и индивидуальная работа основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр. Программа ориентирована на детей с психическими нарушениями, и учитывает специфические условия формирования когнитивных и личностных качеств.
Реабилитационные и абилитационные мероприятия помогают восстанавливать утраченные навыки и способности, развивать несформированные функции и навыки, поддерживать инвалида в социальной сфере. По мере прохождения таких мероприятий ребенок начинает учиться находиться в социуме и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни. Что в свою очередь ведет к успешности во взрослой жизни.
Чем раньше начнется работа, тем эффективней будет процесс реабилитации и абилитации ребенка.
Обобщая работу специалистов НКО многофункционального центра реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Мозаика особенного детства»при Благотворительном Фонде помощи нуждающимся «Добро без границ» следует констатировать, что у большинства детей повысился уровень познавательно-когнитивного развития, заметно улучшилось понимание норм поведения, сформировалась способность к эмоциональной децентрации. Отношения со сверстниками и взрослыми приобрели положительную направленность, возникли позитивные мотивы поступков и действий, отмечены интенсивные и адекватные чувства к сверстникам; устойчивые альтруистические формы реального поведения; произошло повышение навыков общения со сверстниками.
Представленный опыт работы способствует актуализации познавательного интереса ребенка с ОВЗ к окружающему миру, способствует улучшению эмоционально-личностной сферы.
За 2017-2019 год в Благотворительном фонде помощи нуждающимся «Добро без границ» прошли реабилитационные и абилитационные мероприятия 367 детей с ОВЗ. По окончанию курса мероприятий отмечается положительная динамика как в познавательной так в эмоционально-личностной сфере ребенка.У 239 детей решились такие проблемы как формирование адекватной самооценки, снижение агрессии и тревожности, а также другие психологические проблемы мешающие установлению межличностных связей в социуме. У 238 детей отмечается улучшение речевых познавательных функций.
Перспективы развития
По итогам работы Центра для особенных детей были определены дальнейшие перспективы развития. Запланировано дальнейшее развитие интегративных занятий объединяющих творческую терапию, сенсомоторную интеграцию и нейропсихологическую коррекцию.
Кроме того, с целью расширения спектра услуг, предоставляемых детям с ОВЗ, обращающихся в Центр, запланировано приобретение оборудования и для расширения комплекса, предоставляемых услуг и оснащения комнаты сенсорной интеграции. Так как сенсорная интеграция вносит неоспоримую пользу в реабилитационные, абилитационные и коррекционные мероприятия с детьми ОВЗ. Метод сенсорной интеграции показан для детей со следующими нарушениями:
·синдром гиперактивности с дефицитом внимания;
·задержка психо-речевого развития, неравномерное развитие высших корковых функций;
·аутизм, расстройства аутистического спектра;
·невроз, неврозоподобные заболевания, функциональный энурез;
·тики, тикоидные гиперкинезы, синдром навязчивых движений;
·диссомнии – нарушения сна;
·последствия ЧМТ, восстановительный период;
·церебро-астенический синдром;
·нарушения обучаемости в школе ( дизграфия, дислексия, дискалькулия);
·нарушения адаптации в дошкольно-школьном коллективе.
Запланировано расширение функций сенсорной комнаты – приобретение интегративной песочницы, интегративного обучающего стола для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
. Информационное обеспечениеНеобходимым условием реализации программы является создание информационной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения и консультирования родителей, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа родителей (законных представителей), специалистов благотворительного фонда к сетевым источникам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.
№ |
Сумма |
Комментарий |
---|---|---|
1 |
24 990 руб. |
Набор для раннего развития по методике Фридриха Фребеля. Набор Фридриха Фребеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок, с множественными нарушениями развития идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки через игры Фридриха Фребеля. |
2 |
15 500 руб. |
Тренажер мозжечковой стимуляции Баламетрикс предназначен для выполнения физических упражнений, которые способствуют развитию баланса и координации. Система упражнений на тренажере позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка. Комплектация Стандарт. |
3 |
1 649 руб. |
Доска балансировочная INDIGO WORKOUT BOARD TWIST IN128предназначен для выполнения физических упражнений, которые способствуют развитию баланса и координации. Система упражнений на тренажере позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка. |
4 |
11 990 руб. |
Аппарат ДЭНАС ПКМ 6. В настоящее время очень много детей, страдающих речевыми расстройствами. Аппарат ДЭНАС – это прибор, который с помощью способа динамической электронейростимуляции оказывает воздействие через кожу человека на рефлекторные области, передавая дозированный и специально закодированный сигнал нервной системе |
Итого: 54 129 руб.
Благодарность, размещенная на сайте БФ "Добро без границ" и на сайте сторонника, поддержавшего проект
Благодарность, размещенная на сайте БФ "Добро без границ" и на сайте сторонника, поддержавшего проект
Буклет с описанием проекта с указанием имени оппонента, поддержавшего проект
Настольный календарь с рисунками, выполненными детьми, посещающими фонд с надписью: "Я помог ребенку" с указанием имени помогающего физ.лица или названия юр.лица
Настольный календарь с рисунками, выполненными детьми, посещающими фонд с надписью: "Я помог ребенку" с указанием имени помогающего физ.лица или названия юр.лица
Настольный календарь с рисунками, выполненными детьми, посещающими фонд с надписью: "Я помог ребенку" с указанием имени помогающего физ.лица или названия юр.лица