Наталья Козловская удивила нас тем, что прямо-таки с космической скоростью собрала 100% средств на свой проект. Интервью
Наталья Козловская удивила нас тем, что прямо-таки с космической скоростью собрала 100% средств на свой проект. Интервью
- Наталья, первый вопрос: как Вы смогли за такой короткий срок - за месяц (!) - привлечь на свой проект Да будет ЕЛЬ!- http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75790 152 сторонника? Поделитесь, пожалуйста, своим секретом!
Н.К.: - Платформа дает участнику фиксированный срок для сбора средств - месяц, это хорошо стимулирует к действию и планированию коммуникации с потенциальными благотворителями. Каждый день в режиме онлайн руководитель проекта видит, как таят дни и как увеличивается (или не увеличивается) сумма пожертвований - это те факторы, которые побуждают к действию.
Для нас участие в грантовых проектах является обычной практикой, накоплен опыт успешной реализации десятка проектов для различных категорий граждан, но вот краудфандинг знали только в теории, хотелось попробовать эту модель и понять, что такое с миру по нитке? Есть несколько мифов, которые пришлось развеять, чтобы добиться успеха.
Во-первых, многим кажется, что как только запускается сбор средств, откуда-то начинает сыпаться золотой дождь. Небольшой приток денег действительно поступает в первые часы, когда публикуется новость на сайте учреждения, посты на официальных страницах в социальных сетях, почтовая рассылка по базе подписчиков. Несколько особо лояльных людей перечисляют средства, а потом наступает вакуум, схема перестает действовать!
Во-вторых, мы сильно завышаем ожидания о донорстве средств. Задумайтесь, сколько вы получаете подобных просьб (о помощи и сборе средств) в неделю по разным информационным каналам - порой десятки! Поддерживаете ли лично Вы хотя бы 1 из 10 просьб? Как много Вы готовы отправить незнакомым людям на благое дело? Оказалось, что средняя сумма, которую людям не жалко отдать - это 100-200 рублей. В нашем проекте ДА БУДЕТ ЕЛЬ! заявленная стоимость составляла 70 тыс. рублей. Нетрудно догадаться, что когда мы проанализировали размер среднего поступления, то пришли к выводу, что нам нужно будет около 700 доноров (примерно 23 человека в день)! Где их взять, как привлечь? Была разработана стратегия личной коммуникации. Ежедневно мы рассылали около 30 писем и сообщений друзьям, знакомым, приятелям, а также малознакомым подписчикам. В этот момент неожиданностью стала блокировка сообщений в социальных сетях, которые разрешали отправлять не более 20 сообщений в день, система принимала нас за спаммеров, несмотря на благие намерения.
Третий миф - благожелательность потенциального дарителя. С точки зрения психологии, люди, к которым мы обращались, делились на 3 группы - одни воспринимали идею покупки елки для праздника очень позитивно, радушно, и сразу жертвовали средства, другие стремились получить от этого выгоду - просили бесплатные билеты на мероприятия, предлагали в ответ пожертвовать средства на какие-то другие проекты или нужды, третьи обрушивались волной критики по разным поводам - почему музей не может купить елку на собственные средства, почему государство не поддерживает культуру, почему елка такая дорогая? Приходилось тратить время и силы, чтобы отвечать каждому подробно и вежливо!
Четвертый миф - доверие! Мы столкнулись с недоверием людей к платежным системам в интернете. Казалось бы, у всех есть пластиковые карты, многие имеют электронные кошельки, но не готовы светить своими данными в новых для них системах. В этот момент нужна была готовность прийти на помощь и предложить другие возможные пути внесения средств - перевод на карту руководителю проекта, внесение денег наличными в музее, перевод на телефон. Все собранные другими путями средства переводились в конце дня в общую копилку на платформе Начинание. Отдельно можно выделить переводы из-за границы, таких дарителей было немного, но они тоже сталкивались с определенными трудностями в использовании системы в рублях.(Здесь хочется от администрации площадки Начинание уточнить, что можно перечислять деньги на расчетный счет фонда Начинание банковским платежом - образцы платежных поручений для юрлиц, физлиц размещены внизу страницы, которая открывается через нажатие кнопки ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ- обязательно с указанием названия проекта, и деньги будут зачислены на проект и впоследствии без всяких комиссий переведены автору проекта - Е.П.)
Выбранная стратегия дала возможность за 3 недели набрать 65% от заявленной суммы. Дней оставалось мало и мы были близки к тому, что не получили бы ни рубля, так как при старте проекта выбрали фиксированную систему получения средств. (Принцип этой системы в том, что если вы заявили сумму в 70 тыс. руб., то не набрав ее, средства автоматически робокассой перечисляются обратно на счета дарителей). На этом этапе мы стали делать точечные адресные звонки потенциальным благотворителям из нашего города. Важно было укрупнить средний размер взноса, чтобы за неделю набрать недостающие 17 тыс. рублей. Такими персонами стали известные политические деятели, представители бизнеса и общественности. Важным мотивационным фактором было подчеркнуть, что уже более 140 человек поддержали проект, и нам требуется их небольшой, но очень важный, вклад! Это сработало!
За 3 дня до окончания официального срока сбора средств наш бюджет перевалил за 71 000 рублей! Было радостно, но тут же возник - миф номер пять - все самое сложное позади! Оказывается, все только начинается! Выяснилось, что робокасса удерживает проценты с электронных платежей, поэтому по факту мы получили чуть менее 70 000 рублей. Для перечисления средств на реализацию проекта был заключен договор, который требовал немедленной отправки экспресс-почтой! Новый год наступает, да будет ель! Сложности возникли и с выбором товара. То, что планировалось на старте проекта или исчезло с продажи или подорожало, стоял новый вызов - найти подходящий вариант оперативно! (Здесь тоже хочется вставить слово: о комиссии - не в пользу Начинания, а в пользу платежных систем и банков, снимающих комиссию с электронных платежей - говорится на сайте и в Публичной оферте - Договоре и в Пользовательском соглашении, ведь предполагается, что человек, который решил создать проект на нашей площадке, ознакомился со всеми условиями и правилами площадки и согласился с ними! Но за редким исключением никто не читает эти документы! - Е.П. )
- Наталья, расскажите немного о себе. Где Вы работаете, кто Вы по профессии? Как родилась идея придти с проектом к нам на Начинание? Откуда Вы узнали о нас?
Н.К.: - Я являюсь руководителем отдела развития Музея изобразительных искусств Республики Карелия, по образованию экономист. Мы за последние два года дважды реализовывали грантовые проекты с Фондом Соработничество в рамках конкурса Православная инициатива, а отсюда узнали о платформе Начинание. Сегодня много сервисов, делающих одно доброе дело - сбор средств для каких-то инициатив, но зная профессионализм коллег по прошлому опыту работы, решили прийти именно на эту платформу.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
- Если старая елка пришла в негодность, значит, Вы или Ваша организация давно занимаетесь проведением Рождественских праздников для детей? Расскажите о Вашем проекте, пожалуйста.
Н.К.: - Музей изобразительных искусств сегодня это один из ведущих культурно-досуговых центров Республики Карелия, где реализуются выставки, грантовые проекты, в том числе международные, а также проводится множество программ для детей. В канун нового года на нашей площадке проходят разные рождественские программы, которые заканчиваются у нарядной елки в парадном зале XVIII века среди произведений Айвазовского, Шишкина, Репина, Левитана и других известных художников. Старая елка пришла в негодность и мы решили совершить чудо - собрать средства на новую! Собранных средств хватит на искусственную елку высотой около 4 метров и доставку в Петрозаводск. За свой счет музей приобретает новые игрушки и иллюминацию.
Русский зал Музея готов принять новую красавицу -ЕЛЬ!
- Что бы Вы посоветовали авторам проектов, не столь успешно собирающих средства, как в Вашем случае?
Н.К.: - Коллегам рекомендую как можно раньше развеять мифы краудфандинга, выстроить свою собственную коммуникативную стратегию, рассчитать силы и время, и верить, что нет ничего невозможного!
- Хотелось бы услышать Ваши замечания, пожелания, критику в адрес нашего сайта.
Н.К.: - Платформа имеет очень простой и понятный интерфейс. Рекомендовала бы более подробно рассказывать о возможных комиссиях со стороны платежных систем.
- Наталья, Ваши пожелания посетителям сайта в преддверии Нового года, Рождества?
Н.К.: - Верьте в чудеса, но прикладывайте максимум возможностей для их реализации!
- Наталья, спасибо Вам за интервью! Приходите к нам еще с новыми идеями, новыми начинаниями! Желаем Вам успешной реализации проекта и ждем отчета!
Интервью вела Елена Потапова
Комментарии: 1
Евгений Ковалев
June 29, 2014 - 11:23 Здравствуйте, Наташа! Как быть, если не разбираешься в краудфандинге, рассылках и пр., а купола поставить надо!?)